Урок 23. Activity Lifecycle. В каких состояниях может быть Activity


В этом уроке:

- Activity LifeCycle – поведение Activity при создании, вызове, закрытии

 

Теория

При работе приложения, мы создаем новые Activity и закрываем старые, сворачиваем приложение, снова открываем и т.д. Activity умеет обрабатывать все эти движения. Это необходимо, например, для освобождения ресурсов или сохранения данных. В хелпе достаточно подробно это описано.

Созданное при работе приложения Activity может быть в одном из трех состояний:

Resumed - Activity видно на экране, оно находится в фокусе, пользователь может с ним взаимодействовать. Это состояние также иногда называют Running.
Paused - Activity не в фокусе, пользователь не может с ним взаимодействовать, но его видно (оно перекрыто другим Activity, которое занимает не весь экран или полупрозрачно).
Stopped - Activity не видно (полностью перекрывается другим Activity), соответственно оно не в фокусе и пользователь не может с ним взаимодействовать.

 

Когда Activity переходит из одного состояния в другое, система вызывает различные его методы, которые мы можем заполнять своим кодом. Схематично это можно изобразить так:

 Для упрощения понимания я дал краткое описание состояний в скобках под названиями. А крестом обозначил отсутствие Activity.

Итак, мы имеем следующие методы Activity, которые вызывает система:

onCreate() – вызывается при первом создании Activity
onStart() – вызывается перед тем, как Activity будет видно пользователю
onResume() – вызывается перед тем как будет доступно для активности пользователя (взаимодействие)

onPause() – вызывается перед тем, как будет показано другое Activity
onStop() – вызывается когда Activity становится не видно пользователю
onDestroy() – вызывается перед тем, как Activity будет уничтожено

Т.е. эти методы НЕ вызывают смену состояния. Наоборот, смена состояния Activity является триггером, который вызывает эти методы. Тем самым нас уведомляют о смене, и мы можем реагировать соответственно. Посмотрим на практике, когда и в каком порядке вызываются эти методы.

 

Практика

В этом уроке нам надо будет эмулировать событие смены ориентации экрана. Но эмулятор с Android 2.3 делает это криво, поэтому в проекте будем использовать версию 2.2. Для этого надо создать новое AVD по версии 2.2 

 

Создадим проект (обратите внимание, используем Android 2.2.):

Project name: P0231_OneActivityState
Build Target: Android 2.2
Application name: OneActivityState
Package name: ru.startandroid.develop.p0231oneactivitystate
Create Activity: MainActivity

Layout не меняем, нам он сейчас не важен. Открываем MainActivity.java, там как обычно код по умолчанию:

package ru.startandroid.develop.p0231oneactivitystate;

import android.app.Activity;
import android.os.Bundle;

public class MainActivity extends Activity {
   
/** Called when the activity is first created. */
   
@Override
   
public void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
       
super.onCreate(savedInstanceState);
        setContentView
(R.layout.main);
   
}
}

Мы видим, что реализован уже знакомый нам по схеме метод onCreate. Повторюсь, важно понимать, что этот метод НЕ создает Activity. Создание – это дело системы. Т.е. система сама создает Activity, а нам дает возможность немного поучаствовать и выполнить свой код в методе onCreate(). Мы этой возможностью пользуемся и говорим системе, что Activity должна отобразить экран из R.layout.main.

Добавим все остальные методы из схемы, и в каждый добавим запись в лог.

package ru.startandroid.develop.p0231oneactivitystate;

import android.app.Activity;
import android.os.Bundle;
import android.util.Log;

public class MainActivity extends Activity {
 
 
final String TAG = "States";
 
   
/** Called when the activity is first created. */
   
@Override
   
public void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
       
super.onCreate(savedInstanceState);
        setContentView
(R.layout.main);
        Log.d
(TAG, "MainActivity: onCreate()");
   
}
   
 
@Override
 
protected void onStart() {
   
super.onStart();
    Log.d
(TAG, "MainActivity: onStart()");
 
}

 
@Override
 
protected void onResume() {
   
super.onResume();
    Log.d
(TAG, "MainActivity: onResume()");
 
}

 
@Override
 
protected void onPause() {
   
super.onPause();
    Log.d
(TAG, "MainActivity: onPause()");
 
}

 
@Override
 
protected void onStop() {
   
super.onStop();
    Log.d
(TAG, "MainActivity: onStop()");
 
}
   
 
@Override
 
protected void onDestroy() {
   
super.onDestroy();
    Log.d
(TAG, "MainActivity: onDestroy()");
 
}
}

В каментах подсказали важное замечание! При реализации этих методов обязательно вызывайте соответствующие методы супер-класса и обязательно перед вашим кодом. См. код выше. Каждый метод содержит вызов метода супер-класса и свой код расположен после этих вызовов.

 

Теперь, когда методы будут вызываться, мы будем видеть это в логах. Настроим фильтр на тег «States», чтобы не искать свои сообщения в общей куче логов. Как это делается мы проходили в уроке 12

 

Все сохраним и запустим приложение. После того, как запустилось, смотрим лог:

MainActivity: onCreate()
MainActivity: onStart()
MainActivity: onResume()

Activity создалось, прошло два состояния (Stopped, Paused) и теперь находится в третьем состоянии - Resumed. Т.е. оно создалось (onCreate), отобразилось (onStart) и получило возможность взаимодействовать с пользователем (onResume).

 

Теперь нажмем кнопку Back на эмуляторе. Activity закрылось. Смотрим лог:

MainActivity: onPause()
MainActivity: onStop()
MainActivity: onDestroy()

Activity проделывает путь, обратный созданию. Сначала теряет фокус (onPaused), затем исчезает с экрана (onStop), затем полностью уничтожается (onDestroy).

 

Смена ориентации экрана

Посмотрим, как ведет себя Activity, когда происходит смена ориентации экрана. Запустите снова приложение (либо найдите его в списке приложений в системе на эмуляторе, либо снова нажмите CTRL+F11 в Eclipse ). В логах снова отобразились три метода, вызванные при создании. Теперь в эмуляторе нажмите CTRL+F12, ориентация сменилась. Кажется, что ничего особенного не произошло, но смотрим логи и видим:

MainActivity: onPause()
MainActivity: onStop()
MainActivity: onDestroy()
MainActivity: onCreate()
MainActivity: onStart()
MainActivity: onResume()

Activity полностью уничтожается и снова создается. При этом обычно выполняются процедуры сохранения и восстановления данных, чтобы не потерялись данные, и приложение сохранило свой вид. Про то, как это делается, мы будем говорить в последующих уроках.

Также есть еще метод onRestart. Он вызывается перед методом onStart, если Activity не создается с нуля, а восстанавливается из состояния Stoped. Его мы рассмотрим в следующем уроке.

 

Обычно в учебниках эта тема дается по-другому. Но мне это шаблонное объяснение кажется недостаточно понятным, поэтому я написал свое. Как всегда, надеюсь, что у меня получилось раскрыть тему )

Советую вам после этого урока прочитать хелп, ссылку на который я дал в самом начале урока. Там все очень хорошо написано. И знания лучше усвоятся. Пока что, главное – это понять в какой момент, какой метод вызывается. А уже дальше мы будем разбираться, как это можно использовать и что там кодить.

 

На следующем уроке:

- изучаем смену состояния на примере двух Activity